Я совершенно не ориентируюсь в кинематографе. Я даже не узнал Роберта Де Ниро, не знаю кто такой этот ваш Джокер, а фильм заинтересовал лишь потому, что журналист Сергей Минаев назвал его шедевром.

И все же я пошел на «Джокера», чтобы убедиться в том, что его действительно можно назвать шедевром. Я ожидал, что фильм, подобно прочим кинотворениям о так называемых супергероях, будет представлять собой скучный экшн, но он оказался классным психологическим триллером. Шедевральность этого жанра, для меня лично, заключается именно в тотальном напряжении и пристальном внимании в каждом кадре.

Давно я не видел хороших историй о маньяках. Да и вообще видел я их пару раз: «Молчание ягнят» и какой-то фильм, кажется, Хичкока, с названием «Психо». С первых же кадров будущего кровавого убийцу избивают, но мысль о том, что насилие порождает насилие, в этом фильме явно лежит на поверхности. А более тонкие смыслы, очевидно, скрыты в глубине.

Ломает судьбы и приводит к массовым беспорядкам не только травля, но и безобидный жест, сделанный соседкой в лифте, и ложь родителей, и наглые выходки мажоров, но в общем и целом – безразличие людей друг к другу в современном обществе. По крайней мере, об это говорит сам Джокер, прежде чем застрелить «американского Урганта».

И вот тут уже у меня вопросы. Авторы фильма либо леваки, либо констатируют кризис общества, в котором левацкие идеи доминируют. Ненависть к богатому классу, явно ультралевые манифестанты на улице и вдохновивший их главный герой-психопат, приглашенный в прайм-тайм на ТВ – всё это похоже на злую, издевательскую метафору. Вообще, присмотритесь, ничего не напоминает: «покалеченное детство», перекошенное ненавистью лицо, выпады против капиталистов и тысячи последователей по всему миру. Грета Тунберг, молодая икона леваков во всем мире. Я думаю, про неё еще снимут фильм и не один.

Но, наверное, самый глубокий и философский пласт в фильме – абсурдность всего происходящего. Непонятно, что смешно, а что нет. Неконтролируемых смех сквозь слезы, натянутые улыбки, и убийства в эфире юмористического шоу. Юмор, бесспорно, существенная часть жизни человека. Его роль и значимость менялись в разное время, в разных обществах и культурах. И возможно сегодня этот как никогда опасный инструмент. Если в нормальной жизни смех продлевает жизнь, то в этой почти антиутопии он её укорачивает. Над чем мы смеемся и как часто, над чем вообще можно смеяться и над чем нельзя – всё это во многом характеризует общество и людей, из которых оно состоит. Красной нитью в фильме проходят претензии к главному герою «Что тут смешного?!», после чего его жестоко избивают. Смеяться нельзя – по сути это не что иное, как лишение права на эмоции. Смех в фильме –  индикатор, показывающий кто свой, а кто чужой, ведущий к неминуемому конфликту. Поэтому Джокеру и не удалось рассмешить мальчика по ту сторону ворот – другой мир, другие люди, другие ценности, другой юмор. Болезненный смех определенно свидетельствует о нездоровом обществе – я думаю, об этом и говорится в фильме.

Конечно, это история и о так называемых «особенных людях». В общем-то миролюбивый и добрый Артур смущает людей в транспорте своими приступами, отталкивает коллег и соседей. Это городской фрик, они есть в каждом городе и не надо себя обманывать — мы их тоже не любим  и совсем не рады тому, что они в принципе живут рядом с нами.       

Визуально, сценически фильм очень впечатляет. Эпизоды, в которых Джокер остается наедине с собой реально страшные. Да, я сразу не поверил в его роман с темнокожей соседкой – у психопатов либидо либо нарушено, либо лишено романтических оттенков. Да, еще про таблетки тема интересная. По-моему это тоже некая метафора пропаганды и информационного мусора. Как только ты перестаешь их принимать, жизнь может существенно поменяться. И не всегда в сторону собственного комфорта.  Интересный фильм, но вряд ли я займусь просмотром остальных эпизодов с участием Джокера. Супергерои, повторюсь, не моя тема совершенно.

Из позитивных моментов. Метка «18+» , подкрепленная частыми, откровенными сценами циничного и разнузданного курения, избавляет от присутствия в зале детей. А это любой фильм делает только еще лучше.